![Новая звуковая система Nissan Leaf для предотвращения аварий](/assets/cache_image/doc/images/blog/zvyk/nissan-leaf-2021-canto-systemd_500x350_179.webp)
Звук Canto («Я пою») разработан специально, чтобы пешеходы слышали приближение Nissan Leaf.
Аккумуляторная батарея – сердце каждого электромобиля. Соблюдение простых правил эксплуатации в разное время года поможет значительно продлить срок ее службы.
Аккумуляторная батарея – сердце каждого электромобиля. Соблюдение простых правил эксплуатации в разное время года поможет значительно продлить срок ее службы.
Литий-ионная технология позволяет аккумуляторным батареям бесперебойно работать в температурном диапазоне от -20°C до +50°C. Но их электрохимические свойства зависят от климата. Так, например, летом повышается риск перегрева АКБ, а зимой ухудшается показатель дальности хода и скорость зарядки заметно снижается.
Чтобы эксплуатация электромобиля была максимально комфортной необходимо учитывать некоторые сезонные особенности, о которых мы расскажем ниже.
Для увеличения срока службы и извлечения максимальной эффективности необходимо соблюдать оптимальный температурный режим АКБ в разных его состояниях:
Принцип работы АКБ делает ее зависимой от температуры окружающей среды. В южных регионах России климат более комфортный для эксплуатации электромобилей. Чем севернее заезжает электрокар, тем больше нюансов в эксплуатации возникает.
Мороз и холод значительно ухудшают способность батареи накапливать и сохранять заряд. Дело в том, что при низких температурах окружающей среды электрохимические реакции внутри ячеек АКБ протекают медленно. Из-за этого полностью восполнить заряд фактически очень сложно, хоть электроника будет утверждать обратное и отображать показатель заряда 100%. По этой же причине длительность процесса зарядки тоже увеличивается. Замерзшие аккумуляторы хуже принимают заряд, а чтобы избежать повреждений, система электрокара самостоятельно снижает подаваемый ток от источника питания. Поэтому зимой необходимо подзаряжать АКБ чаще, чем в теплое время года.
Зимой электромобиль рекомендуется парковать в теплом помещении. Даже если ваш гараж не отапливается, температура в нем будет выше, чем на улице. Кроме того, зарядка батареи при внешней температуре ниже -20°C негативно сказывается на сроке ее службы и изнашивает ее больше, чем в неотапливаемом гараже при -5°C.
Более низкая емкость батареи приводит к непредсказуемым показателям дальности хода. Через несколько минут после начала движения электромобиль, оценив состояние батареи и температуру окружающей среды, изменит показатель запаса хода в худшую сторону. Помимо погодных условий, на дальнобойность зимой также влияют дополнительные потребители энергии: отопитель салона и фары, которые в холодное время года приходится использовать чаще.
Опция прогрева батареи преимущественно доступна в «розеточных» машинах среднего и премиального сегмента. Она помогает поддержать оптимальную рабочую температуру аккумуляторных элементов во время пополнения и отдачи электроэнергии. Прогрев от источника питания (когда электрокар подключен к ЭЗС) позволяет не только сохранить благоприятную для работы батареи температуры, а и прогреть салон без траты накопленного заряда. Поэтому на ночную стоянку лучше оставлять электромобиль рядом с зарядной станцией, которую можно установить даже на вашем парковочном месте в подземном паркинге.
При длительном простое в мороз без включенной функции автоматического прогрева или подключения к источнику питания температура АКБ может снизиться до критической отметки. В этой ситуации протекание электрохимических реакций будет невозможным. Вы не сможете ни запустить замерзшую машину, ни начать процесс зарядки. Поэтому электрокар необходимо будет переместить в теплое место и подождать пока от «оттает».
В теплое время года электромобили работают более предсказуемо, чем зимой. Но летом стоит помнить о том, что батарея имеет верхний температурный предел. По его достижению риск перегрева возрастает, поэтому мощные электрокары оснащают системой жидкостного охлаждения.
Следить за температурой необходимо всегда, но с особой внимательностью в следующих случаях:
Во время зарядки аккумулятор нагревается и выделяет тепло, которое отводится двумя способами: за счет контакта корпуса АКБ с окружающей средой или через систему охлаждения. Эффективность процесса теплообмена зависит от разницы температур. Если воздух вокруг батареи горячий, она практически не охлаждается. Это может стать причиной перегрева. В таком случае система автоматически снизит потребляемый ток из сети или разорвет электрическую цепь. Эти действия помогут предотвратить возможное возгорание, а процесс заряда не возобновится пока температура ячеек АКБ не снизится до оптимальной. В худшем случае система защитного отключения может не сработать, поэтому важен личный контроль температуры во время зарядки постоянным током.
Рекомендовано подключать электромобили к ЭЗС переменного тока. Их мощность не превышает 22 кВт/ч, а значит батарея во время зарядки не будет перегреваться и перегружаться. Такую станцию можно установить на парковочном месте, в гараже или во дворе – там, где вам комфортнее всего оставлять электромобиль на длительное время.
Во время отдачи энергии батарея тоже сильно нагревается. Нагрузка на нее возрастает при активных ускорениях и движении с высокой скоростью. Электрокары, оснащенные системой жидкостного охлаждения, практически не подвержены перегреву, а более старые модели с воздушным охлаждением – да. При первых признаках перегрева система оповестит вас. В этом случае необходимо снизить скорость, но не прекращать движение, поскольку набегающий поток воздуха способствует скорейшему охлаждению АКБ.