
Chery представила переработанную модификацию кроссовера Omoda C5 с гибридной силовой установкой на автосалоне в Шанхае 2025 года.
С начала 2025 года в России значительно изменились правила расчёта утилизационного сбора для экологичного транспорта. Утильсбор на электромобили с 1 января 2025 вырос в несколько раз по сравнению с предыдущими периодами. Это изменение повлияет на стоимость машин с электрической и гибридной силовой установкой, что может повлечь за собой заметные сдвиги в структуре спроса.
В этой статье рассмотрим, какие коэффициенты действуют, кто подпадает под эти изменения, какие есть исключения и как новый порядок скажется на рынке.
До 1 января коэффициенты, применяемые при расчёте были значительно ниже, чем при высчитывании утилизационного сбора на электромобили в 2025. Для машин возрастом до трёх лет он составлял 1,63, а для более старших — 6,1. С нового года коэффициенты выросли до 33,37 и 58,7 соответственно, в соответствии с постановлением Правительства РФ №1255 от 13 сентября 2024 года.
Рассчитаем, как это влияет на конечную сумму:
Таким образом, размер сбора для новых электромобилей увеличился на 634 800 рублей, а для старых — на 1 052 000 рублей. Это более чем 20-кратное увеличение размеров взноса, которое делает новый порядок расчета одним из самых жёстких среди развивающихся рынков.
Важно отметить: это изменение касается только автомобилей, ввезённых или произведённых юридическими лицами. Для физических лиц льготные ставки сохраняются. В частности, если электромобиль:
В таком случае применяется льготный утильсбор. В остальных ситуациях — если это второй автомобиль за год, ввоз осуществляется по стандартной декларации на товары (ДТ), и авто планируется к отчуждению — применяется коммерческий сбор. Это касается как физических, так и юридических лиц.
Таким образом, основное повышение касается тех транспортных средств, которые попадают в автосалоны. Следовательно, потенциальные покупатели будут платить за утилизацию этих автомобилей значительно больше, чем раньше.
После введения новых ставок утильсбора мнения специалистов о будущем рынке электрокаров и гибридов разделились. Одни считают, что резкий рост стоимости оттолкнёт тех, кто рассчитывал на экономию, приобретая электрический автомобиль.
Особенно это касается тех, кто рассматривает покупку как инвестицию в долгосрочное уменьшение затрат на содержание своего транспортного средства. В то же время премиальный сегмент с ценником от 10 млн рублей может не ощутить столь резкого удара: в нем ценовая чувствительность ниже, и такие машины приобретаются не из экономических соображений.
С другой стороны, представители автодилеров и производителей утверждают, что, несмотря на повышение цен, интерес к «зелёному» транспорту и гибридам сохраняется, а в будущем может вырасти. В пользу этого говорят несколько факторов:
Дополнительным аргументом стало то, что российские производители, такие как завод «Моторинвест» (бренд Evolute), получили отсрочку уплаты утильсбора до декабря 2025 года. Это позволяет им временно удерживать прежние цены, не включая в них повышенные ставки. Однако другие предприятия, как, например, МАЗ «Москвич», вынуждены оплачивать сбор заранее, а компенсацию получать лишь в конце года. Это ведет к тому, что вырастает финансовая нагрузка, а значит прибавка может отразиться на ценах для конечных покупателей.
На фоне высоких ставок может активизироваться так называемый серый рынок. Автомобили будут ввозиться под заказ на физическое лицо с оформлением через ПТД. Такая схема позволяет сохранить льготы, что снижает конечную цену для покупателя. Это приведёт к снижению официальных продаж и росту числа неофициальных поставок, особенно в сегменте массовых моделей.
С точки зрения национального производства, государственная политика направлена на поддержку локализованных авто. План по достижению 54 тысяч выпущенных в России единиц к 2030 году выглядит амбициозно, особенно с учётом текущего состояния отрасли.
Для рентабельного производства, по мнению участников рынка, необходимо выпускать не менее 15–20 тысяч машин в год. Без развития локализации, включая выпуск аккумуляторов и электродвигателей на территории РФ, достичь целевых показателей будет сложно. Коэффициент локализации пока недостаточен, но ведётся работа по увеличению числа российских комплектующих.
С 1 января текущего года правила расчёта утильсбора на экологичный транспорт в России серьёзно изменились. Резкое увеличение ставок привело к росту стоимости для юридических лиц, поставляющих машины в автосалоны. При этом физлица по-прежнему могут воспользоваться льготным порядком, если соблюдены соответствующие условия.
На фоне этих изменений стоит отметить, что утильсбор на электромобили 2025 года стал важным фактором, определяющим как цены, так и структуру импорта экологичного транспорта. Тем временем производители из Поднебесной не снижают темпов производства. В нашей свежей подборке собраны лучшие китайские электромобили, которые вполне могут вас заинтересовать.