Звук Canto («Я пою») разработан специально, чтобы пешеходы слышали приближение Nissan Leaf.
Как измеряют запас хода электромобиля?
Больше всего владельцев электрокаров интересует показатель дальности хода – расстояния, которое авто сможет преодолеть без подзарядки. Как рассчитывают дальность хода в Европе, Китае, Японии, США и какая методика наиболее близка к реальности?
Больше всего владельцев электрокаров интересует показатель дальности хода – расстояния, которое авто сможет преодолеть без подзарядки. Как рассчитывают дальность хода в Европе, Китае, Японии, США и какая методика наиболее близка к реальности?
Как происходит измерение дальности хода? Можно подумать, что за руль садится испытатель, который ездит на электрокаре до тех пор, пока батарея полностью не разрядится. Однако такой способ лишен объективности, потому что невозможно создать абсолютно одинаковые условия для каждого из заездов. Поэтому испытания происходят на стенде, имитируя разнообразные циклы движения. Затем измеряется потраченная на проехавшее расстояние электроэнергия и соотносится с общей емкостью АКБ. Полученный результат – показатель дальности хода.
Таким образом удается добиться одинаковых условий испытаний для всех электрокаров. Даже если цифры расходятся с реальными показаниями, хотя бы можно сравнить, какой электрокар уедет дальше.
NEDC
Стандарт NEDC или «Новый европейский цикл вождения» действовал на территории Европы с 1970 до 2017 года. Изначально его применяли для измерения потребления топлива и уровня выбросов СО2, а позже – для дальности хода электрокаров.
Условия тестирования:
- Температура в помещении – 20-30 ℃;
- Расстояние – 11 км;
- Продолжительность тестирования – 20 минут;
- Средняя скорость – 33 км/ч;
- Максимальная – 120 км/ч.
Испытание занимало двадцать минут, в течение которых электрокар проезжал 11 километров и совершал двенадцать остановок и разгонов. В это время имитировалась езда в черте города и по бездорожью.
Для эксплуатации в черте города NEDC предлагал четыре оценочных этапа, на каждый из которых отводился примерно один километр, а заезд длился не больше 195 секунд. Предположительный разгон составлял 18-31-50 км/ч, при средней скорости – 18 км/ч.
Езда вне города оценивалась при средней скорости шестьдесят километров в час, на расстоянии шести километров, которые электромобиль преодолевал за четыреста секунд. При этом максимальный разгон не превышал ста двадцати километров в час.
Отметим, что оценка дальности хода проводилась при выключенных фарах, климатической и мультимедийной системах. Скорость набиралась мягко, а на разгон до пятидесяти километров в час отводилось двадцать шесть секунд.
Методика полностью устраивала производителей и покупателей автомобилей с ДВС несмотря на то, что паспортные показатели затрат топлива расходились с реальными. Объяснялось это тем, что покупателя больше интересовал не столько реальный расход горючего, сколько экономичность авто, а с определением этого показателя система NEDC справлялась.
Но методика оказалась непригодной для «розеточных» авто, поскольку для их владельцев важным был не расход киловатт-часов на сто километров, а реальный пробег на одном заряде. Стандарт NEDC этот показатель сильно завышал, поэтому в 2017 году ему на смену пришел WLTP.
WLTP
WLTP – это всемирная гармонизированная методика испытаний для легковых авто. Стандарт распространяется на все машины – оснащенные ДВС, гибридные, электрические. Более подробно об этой методике мы писали в нашей статье: «Стандарт WLTP: как тестируют запас хода электромобилей».
Условия тестирования:
- Температура – 23℃;
- Расстояние – 23 км;
- Продолжительность тестирования – 30 минут;
- Средняя скорость – 47 км/ч;
- 13% времени электромобиль находится в режиме простоя.
Испытания электромобилей проходят в два этапа: первый – с полностью заряженной батареей, второй – двенадцатичасовой тест на полный разряд, целью которого является проверка выдержки аккумулятора.
Всего проводят два испытания – с применением дополнительного оборудования и без. Таким образом полученные результаты реальны для моделей в базовой и максимальной комплектациях.
EPA FTP-75
EPA FTP-75 – система оценки, которая распространена в США. Была разработана агентством по охране окружающей среды. Цифра «75» указывает на год разработки нормативов, которые модернизировали в 2008.
Условия тестирования:
- Расстояние – 17,8 км;
- Продолжительность тестирования – 31 минута;
- Средняя скорость – 35 км/ч;
- Максимальная – 91,2 км/ч;
- 20% времени электромобиль находится в режиме простоя;
- Оценку параметров проводят в лаборатории и на автомобильных дорогах общего пользования.
Батарею электрокара подзаряжают накануне испытания, которое проводят утром, имитируя холодный старт. Тестирование длится 31 минуту, за которые машина преодолевает 17,8 км. При этом она совершает двадцать две остановки и находится в состоянии простоя 20% от всего времени.
Также методика EPA включает несколько подциклов. Например, US06 оценивает расход энергии при резких стартах на светофоре и в напряженном городском трафике, а SC03 измеряет расход с включенной климатической системой. Использование дополнительных функций существенно влияет на расход заряда, поэтому результаты тестирования по американской методике всегда ниже, чем у других.
JC08
Оценочный цикл JC08 действует в Японии с 2010 года.
Условия тестирования:
- Расстояние – 8,17 км;
- Продолжительность тестирования – 20 минут;
- Средняя скорость – 24,4 км/ч;
- Максимальная – 81,6 км/ч;
- 30% времени электромобиль находится в режиме простоя.
Тестирование по стандарту JC08 проводится 20 минут, в течение которых электрокар преодолевает дистанцию в 8,17 км.
Особенности методики заключаются в том, что допускается максимальное ускорение и оценка предусматривает замеры с учетом резкого и мягкого старта.
Негативным моментом для оценивания дальности хода электрокара является то, что транспортное средство находится в состоянии простоя 30% от всего времени. То есть, целых 6 минут не расходуется энергия, поэтому показатели дальности хода по японской методике самые высокие.
Результаты данного метода тестирования корректны для эксплуатации электрокара в черте города с частыми остановками и пробками.
CLTC
CLTC – методика оценки запаса хода распространенная в Китае.
Условия тестирования:
- Длительность – 30 минут;
- Расстояние – 14,48 км;
- Максимальная скорость – 114 км/ч;
- Средняя – 28,96 км/ч;
- 22% времени электромобиль находится в режиме простоя.
Параметры методики CLTC похожи на те, что у NEDC. Тестирование длится 30 минут, в течение которых электрокар проезжает 11 коротких дистанций (7 – на низкой скорости, 3 – на средней и одну – на максимальной).
Результаты тестирования CLTC близки к реальным, если электромобиль приобретается для езды в черте города и в пригородных районах, где скорость движения низкая или средняя, приходится часто тормозить и останавливаться на светофорах.
Основной проблемой всех методик является температурный диапазон. Все тестирования проходят в помещениях, где поддерживаются 23℃ – оптимальные условия для работы батареи. В реальности такие идеальные условия – редкость. Сокращают запас хода не только погодные условия, а и использование кондиционера, подогрева руля, мультимедийной системы, рельеф местности. Еще расход энергии во многом зависит от стиля вождения. Поскольку заявленный производителем запас хода часто отличается от реального, удобно при себе всегда иметь портативное зарядное устройство Juice Booster 2, которое позволяет безопасно подзарядить электромобиль от любой розетки и продолжить путь.