В Японии сразу три компании подписали меморандум, который предполагает совместные работы в области создания электрокаров. Речь идет о Mitsubishi, Nissan и Honda.
Где заряжаться в городе
Найти подходящую зарядку для электромобилей в городе может стать настоящим испытанием для автовладельца. Рассказываем, где искать доступные точки зарядки и какие факторы нужно при этом учитывать.
- Особенности зарядки электромобилей
- Как найти станции зарядки для электромобилей в городе
- Чем руководствоваться при выборе городской зарядной станции
- Станции с оплатой в приложении
- Станции с альтернативными методами оплаты
- Как пользоваться общественными ЭЗС
Особенности зарядки электромобилей
Большинство электрокаров оборудованы двумя разъемами: для подзарядки переменным и постоянным током. Первый подведен к бортовому инвертору, который преобразует переменный ток в постоянный и передает его в батарею, второй — подключен напрямую, а от аккумулятора его отделяет только защитная электроника.
Чтобы подзарядить АКБ, недостаточно просто подключить ее проводами к источнику питания. Для каждого устройства важны свои напряжение, ток и время, которое требуется для восстановления ресурса батареи. Так, существует четыре режима зарядки:
Mode 1: прямое соединение с бытовой электрической сетью. В нем не учитываются нормы на заземление и уровень защиты от внешних воздействий, а сеть и устройство не обмениваются данными. Этот режим подзарядки считается небезопасным и запрещен в отдельных странах.
Mode 2: базовый полуавтоматический режим, что используется для зарядки «батарейного» транспорта от домашней сети. В кабельном соединении имеется электронное устройство защиты от перегрузки, которое в случае необходимости понижает зарядный ток. По аналогии реализованы системы зарядки, поставляющиеся с «розеточным» авто. При подключении к однофазной сети они обеспечивают зарядную мощность в 3,7 кВт, к трехфазной — до 11 кВт. Восстановление ресурса батареи в таком режиме может длиться сутки.
Mode 3: защищенный режим подзарядки переменным током от зарядного устройства через кабель с информационной шиной. Через нее происходит проверка всех соединений и утечек в изоляции. ЭЗС и электрокар «согласовывают» допустимые режимы и только после этого подается ток. Так достигается полная безопасность электрозарядного процесса даже при неблагополучных погодных условиях. Большинство ЭЗС Mode 3 выдают мощность в 22 кВт. Зарядка с их помощью называется «медленной» и длится примерно 4-6 часов.
Mode 4: защищенный режим быстрой электрозаправки постоянным током. Электрокар и зарядная станция обмениваются информацией о допустимых токах и напряжении, а зарядка начинается лишь после полной проверки всех систем. Максимальная мощность терминалов Mode 4 достигает 300 кВт. Им достаточно 30-40 минут, чтобы полностью зарядить батарею. Установка таких устройств вдоль трасс должна полностью решить проблему дальних путешествий на «розеточных» автомобилях.
К сожалению, в мире электрического транспорта не существует единого стандарта зарядных разъемов. Часто владельцы электрокаров вынуждены возить с собой переходники и адаптеры, чтобы быть уверенными в своей мобильности. Существует семь стандартов розеток для «батарейного» транспорта:
Type 1: однофазный разъем для подзарядки в режимах Mode 2 и Mode 3. Общераспространенный в Северной Америке и Японии. Зарядная мощность ограничена 9,2 кВт.
Type 2: одно- или трехфазный разъем, который заряжает в режиме Mode 3. Распространен в Европе. Максимальная мощность зарядки достигает 22 кВт.
CCS Combo 1 и CCS Combo 2: это те же Type 1 и Type 2, только с парой дополнительных контактов для быстрой зарядки в режиме Mode 4 мощностью 400 кВт. Такие разъемы встречаются у автомобилей, произведенных для европейских стран.
CHAdeMO: широко распространен в Северной Америке и Японии. Этот стандарт обеспечивает зарядную мощность в 400 кВт, правда, большинство электрокаров, оборудованных таким разъемом, могут принимать не больше 50 кВт. Самый известный электромобиль на территории нашей страны с разъемом CHAdeMO — Nissan Leaf.
GB/T: этот стандарт был создан в Китае, а значит, если вы рассматриваете покупку китайского электрокара, скорее всего именно таким разъемом он будет оснащен. GB/T обеспечивает мощность зарядки DC до 237 кВт, а в обновленной версии с жидкостным охлаждением достигает невероятных 900 кВт.
Tesla Supercharger: разъем разработала американская компания Tesla для развития собственной сети электрозарядок. Он обеспечивает как медленную, как и быструю зарядку. Новая модификация кабеля Supercharger V 3 оснащена жидкостным охлаждением и выдает мощность до 250 кВт.
Как найти станции зарядки для электромобилей в городе
Публичные зарядные станции устанавливают на общественных парковках, рядом с отелями, ресторанами, бизнес-центрами, торгово-развлекательными комплексами, на автозаправочных станциях. Найти доступную точку зарядки несложно, достаточно воспользоваться мобильными приложениями или сайтами для владельцев электрического транспорта. Где еще зарядить электромобиль? Воспользуйтесь картой зарядных станций, размещенной на нашем сайте. Приложение Plugshare содержит информацию о зарядных станциях по всему земному шару. Кроме того, можно искать свободные ЭЗС в приложении оператора зарядных станций — it.CHARGE. Оно отображает не только данные о местоположении точки зарядки, а и выстраивает маршрут к ней, содержит информацию о начале и завершении процесса зарядки, а также через него можно оплатить зарядную сессию.
Главная проблема владельцев электрокаров — не поиск доступных точек электрозаправок, а их нехватка. Станций для зарядки личного «зеленого» авто недостаточно даже в Москве и Санкт-Петербурге. Покрытие автомагистралей не развито совсем. Исключением является трасса М11, ведущая из столицы в Санкт-Петербург. Поэтому лучше всегда иметь в багажнике переносное зарядное устройство, которое позволяет быстро и безопасно восстанавливать ресурс батареи электромобиля от любой розетки, например, Juice Booster 2.
Чем руководствоваться при выборе городской зарядной станции
Найдя зарядную станцию для электромобиля в городе, важно убедиться, что ее зарядный разъем совместим с вашим «батарейным» авто, или воспользоваться специальным адаптером. Также лучше всегда с собой возить зарядный кабель, поскольку общественные ЭЗС переменного тока чаще оборудованы розетками, а не кабелями. После необходимо подключиться к электрозаправке, а когда заряд будет восстановлен, оплатить зарядную сессию.
Станции с оплатой в приложении
Удобно находить ЭЗС и оплачивать зарядку через приложения операторов зарядных устройств. Там же будет доступна вся информация о зарядной сессии.
Станции с альтернативными методами оплаты
В Москве и Санкт-Петербурге можно найти бесплатные зарядные терминалы. Так в столице благодаря проекту «Энергия Москвы» установлено более 250 ЭЗС, которые заряжают «розеточные» авто безвозмездно.
Как пользоваться общественными ЭЗС
- Разблокируйте станцию. Для этого нужно скачать приложение оператора ЭЗС или воспользоваться RFID-картой.
- Присоедините электрокар к терминалу с помощью кабеля.
- Выберете ЭЗС в приложении и следуйте дальнейшим указаниям.
- Электрокар восстанавливает заряд.
- Когда ресурс батареи будет полностью восстановлен, выберете «Завершить зарядку».
- Оплата спишется автоматически с привязанной карты.
- Отключите зарядный кабель.