На выставке в КНР китайско-японское производство GAC Toyota показало концепт полноразмерного электрокара Platinum 7, массовое производство которого начнётся уже в 2025 году.
Электроавтомобили недооценены человечеством? Есть ли будущее у электрокаров?
Все в мире относительно, и даже то, что кажется абсолютно безопасным, порой имеет обратную сторону.
- История развития электромобилей
- Рост популярности электромобилей
- Тайный заговор или череда случайных неудач?
- Вопросы экологии
Электромобили не такие «молодые», как может показаться. Первый их прародитель датируется еще 1841 годом, т.е. изобретение электродвигателя произошло примерно тогда же, когда и ДВС. Так что это «чудо техники» через какие-то 20 лет будет праздновать свое 200-летие. Однако по странному стечению обстоятельств доля электрокаров на мировом рынке все еще предельно мала.
История развития электромобилей
Итак, все действительно началось еще в середине XIX века, когда в обычную тележку встроили моторчик и получили способность передвигаться со скоростью 37 км/ч. На одном заряде можно было проехать примерно 65 км, используя 1 из 9 режимов. До следующей модернизации электрокара оставалось еще полвека. И вот в 1899 La Jamais Contente побил скоростной рекорд разрывной для того времени скоростью — 105 км/ч, что стало настоящим событием технического мира.
Уолтеру Бейкеру, уже в начале XX века, удалось повысить предельную планку скорости для электромобиля - до 130 км/ч, а вот фирма «Борланд Электрик», примерно в этот же период, на своей машине разогналась до 167 км/ч. При этом без подзарядки это авто преодолело путь из Чикаго до Милуоки.
Отечественный умелец Ипполит Романов тоже не захотел отставать от зарубежных умельцев и создал первый российских автомобиль на электродвигателе. Он превосходил уже имеющиеся аналоги по легкости — весил в 2 раза меньше (всего 720 кг), но уступал по скорости, разгоняясь не более 35 км/ч. Да и запас хода исчерпывал силы уже на первом километре.
Многие были уверены, что такие темпы развития уже скоро выведут электрокары на первые позиции и подобные авто станут обыденностью, но внезапно интерес к ним стал пропадать. Проблема была в малом запасе хода и отсутствии возможности подзарядки в пути. Собственно говоря, сейчас проблемы те же.
Энергетические кризисы заставили человечество снова задуматься о развитии электромобилестроения во второй половине XX века, но, когда цены на нефтепродукты стабилизировались, иссяк и запал к техническому прорыву.
Рост популярности электромобилей
На рубеже тысячелетий все чаще стали говорить о спасении экологической обстановки. В частности, США даже выстроили план, следуя которому уже к 2003 году страна должна была заменить более 10% всех продаваемых авто на экологически чистые. Так в 1996 году появился EV1 — авто класса люкс от General Motors. Его основная проблема была в цене — позволить себе такое чудо мог только очень богатые люди. Впрочем, создатели долго боролись за целевую аудиторию, продвигая свое «детище», но в 2002 сдались и даже отозвали все проданные единицы за год для утилизации. Это вызвало большое негодование со стороны потребителей, но не смогло остановить запущенный процесс уничтожения. Сейчас остались только единицы EV1, которые стали экспонатами в автомузеях.
Тайный заговор или череда случайных неудач?
О том, что есть третья сила, нарочно мешающая развиваться сфере частного электротранспорта, говорят давно и это не лишено смысла. Нефтяники, зарабатывающие на автовладельцах ТС с ДВС ежегодно миллиарды долларов, не хотят терять свои деньги. К тому же есть немало сфер смежных с нефтяной, которые в случае выхода электротранспорта в большой оборот, тоже могут утратить часть дохода.
Нельзя отрицать наличие и других факторов, влияющих на торможение развития:
- электротранспорт по-прежнему довольно дорогой;
- запас хода у батарей не слишком велик;
- инфраструктура заправок весьма скудная.
Однако сейчас цены на нефть растут, а это значит, что электроавтопром может снова стать актуальным, тем более что современные производители сделали немало скачков в развитии отрасли.
Например:
- Daihatsu Mira EV доказал, что электроавтомобиль может проехать более 1 тыс. км без подзарядки;
- Venturi Jamais Contente установил рекорд скорости — 515 км/ч;
- lekker Mobil проделал путь из Мюнхена в Берлин (600 км) с включенным обогревом и потратил всего 88% заряда батареи;
- Nissan Leaf удостоился почетной премии «Европейский автомобиль года»;
- отечественная EL Lada успешно используется в таксопарках.
И это лишь часть электрокаров, выпускаемых по всему миру!
Вопросы экологии
Электроавтомобили принято считать экологическим видом транспорта. Но так ли это на самом деле?
Да, они не выбрасывают в окружающие среду вредные выхлопы, но для создания аккумуляторов необходимы десятки далеко не безобидных компонентов. При этом краткий жизненный цикл закончится, а батареи придется утилизировать.
Также способы добычи электроэнергии, которой впоследствии заряжают авто, тоже не являются образчиком экологичности:
- Теплоэлектростанции — к ним прибегают чаще всего. В процесс сгорания топлива, особенно угольного, выделяется столько вредных веществ, что даже бензиновому двигателю до этого далеко.
- Гидроэлектростанции — постройка плотин становится причиной вырубки лесов, загромождения плодородных земель, исчезновения ценной флоры и фауны.
- Атомные электростанции — в штатном режиме не наносят вреда, но одна авария способна нанести мощнейший удар по людям, экологии и пр.
- Солнечные батареи — для их создания используют добрую половину таблицы Менделеева: кадмий, мышьяк, галий и т.д. И пускай служить такие приспособления могут до полувека, но утилизировать их без проблем человечество все еще не научилось.
Так что все в мире относительно, и даже то, что кажется абсолютно безопасным, порой имеет обратную сторону.
По мнению ученых, даже несмотря на это, электрокары могут способствовать улучшению экологической обстановки. В конце концов, можно просто пересмотреть способы добычи энергии, усовершенствовав имеющиеся наработки.
Все-таки будущее за электромобилями!