
Звук Canto («Я пою») разработан специально, чтобы пешеходы слышали приближение Nissan Leaf.
Электромобили привлекают своей экономичностью, но действительно ли ездить на электричестве дешевле, чем на бензине?
Электромобили привлекают своей экономичностью, но действительно ли ездить на электричестве дешевле, чем на бензине?
Количество электромобилей на дорогах в России значительно меньше, чем в Китае или США, но число автомобилистов, которые оценивают преимущества их эксплуатации, растет с каждым днем. Рассказываем, почему владеть авто на электротяге выгоднее, чем с бензиновым мотором и какие траты ждут вас после покупки электрокара.
Легковые машины с двигателями внутреннего сгорания при езде в режиме город-пригород расходуют приблизительно 7-10 литров на 100 километров пути. Кроссоверы – около 10-12 литров, внедорожники, даже те, которые ездят на дизеле, – 11-14, а SUV премиум-класса «съедают» примерно 15-20 литров каждую «сотню».
Если взять среднюю стоимость бензина по стране на середину 2022 года – 53 рубля за литр, то за каждые 100 километров владельцы машин с ДВС тратят примерно 450-1100 рублей, в зависимости от класса авто. Как дорого обходится такой пробег сторонникам электромобилей?
При аккуратном и экономичном вождении легковой электрокар тратит примерно 15 кВт/ч энергии на 100 километров. Но в реальных условиях средний расход в режиме город-пригород достигает 20 кВт/ч, а для SUV этот показатель еще выше – 25 кВт/ч.
Отметим, что стоимость пробега также же зависит от того, где электромобиль заряжается:
Выходит, что даже зарядка самым дорогим способом – через быстрые станции постоянного тока, выгоднее бензина. А если подключать электромобиль к домашней сети, разница в стоимости разительна. Для безопасной и удобной подзарядки электрокара дома рекомендуем приобрести настенное зарядное устройство. Его можно установить на подземном паркинге рядом с вашим парковочным местом, в гараже или во дворе. Многими такими ЭЗС можно управлять через мобильное приложение и настраивать зарядку авто по графику, когда тариф на электроэнергию самый выгодный. Также остается возможность безвозмездной зарядки на бесплатных общественных, офисных или гостевых ЭЗС.
Автомобили, работающие на бензине или дизеле, расходуют на 10-15% больше топлива в мороз (от -10 до -20℃). Но только при недлительных поездках и частых прогревах двигателя. В таких же условиях расход заряда в электромобиле может возрасти на четверть, из-за необходимости обогревать салон и АКБ, если его зарядка производится в гараже или на подземном паркинге (для подзарядки батарею тоже нужно прогреть). Если вы подключаете электрокар к ЭЗС на улице, а поездки короткие (есть нужда в частых обогревах), то расход электричества увеличивается на 50%. Соответственно стоимость 100 километров для легкового электрокара возрастает до 160-180 рублей, а для SUV – до 190-225. Но даже учитывая сезонный перерасход, авто на электротяге остаются выгоднее тех, что с ДВС.
Этот режим эксплуатации самый выгодный для электромобиля: нет движения – нет расхода энергии. Электричество в таком случае тратится в небольших количествах на питание бортовых систем. Обратная ситуация у машин с бензиновыми двигателями – при езде на низких скоростях и с частыми остановками, их моторы работают вхолостую, грея все вокруг.
Более того, при частых замедлениях, которые неизбежны в городском трафике, электромобиль возвращает себе часть потраченной энергии за счет рекуперации.
При езде с постоянной скоростью рекуперация не работает и преимущества электрического двигателя исчезают. Но законы физики одинаковы для любого транспорта: потребность в энергии растет пропорционально квадрату скорости.
Конечно и на автомагистрали можно двигаться с такой скоростью, при которой расход энергии будет ниже заявленного производителем, но поездка окажется очень долгой.
Если придерживаться более высоких крейсерских скоростей, то заряд тратится прогрессивно, как и запас топлива у машин с двигателями внутреннего сгорания. Значит, что при 110 км/ч потребление энергии выше, чем при 90 км/ч, а запас хода сокращается примерно на 15%. При скорости 130-150 км/ч каждый пройденный километр выходит заметно дороже. Выше этого значения заряд убывает на глазах, а расход электричества возрастает в разы.
Современные автомобили, несмотря на свою надежность, требуют постоянного внимания. Например, надо ежегодно менять масло и фильтры, а если машина ездит регулярно, то между плановыми ТО придется доливать масло до необходимого уровня. Также обновления требуют антифриз и трансмиссионные жидкости – особенно, если у машины «автомат» и полный привод.
С электромобилем хлопот намного меньше. На СТО придется ездить не чаще одного раза в два-три года, поскольку изнашиваться в нем почти нечему. Масло в редукторе, если он имеется, необходимо менять куда реже, чем в машине с автоматической коробкой передач, или совсем не нужно. А с тормозной системой у электрокаров все намного удобнее. Срок эксплуатации тормозных колодок увеличивается вдвое за счет системы рекуперации. Если производитель Porsche Taycan рекомендует проверять их состояние каждые 60 000 километров, то Porsche с бензиновым двигателем к этому времени сменит несколько комплектов колодок.
Регулярное техобслуживание электрокара сводится к замене салонного фильтра, доливу антифриза в систему охлаждения и проверке светотехники.
Чтобы стимулировать развитие электротранспорта, правительство дает его владельцам налоговые льготы. Так физические лица, которые проживают в Амурской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Липецкой и Московской областях, а также в Санкт-Петербурге и Кабардино-Балкарской Республике, и на которых зарегистрированы транспортные средства, оснащенные электродвигателями, с 01.01.2020 освобождены от уплаты транспортного налога. Гибридные авто в эту категорию не входят.
В Курской области транспортный налог не распространяется на электромобили мощностью до 200 лошадиных сил, в Тюменской – до 150.
В Москве владельцы электрокаров могут бесплатно парковаться по всей улично-дорожной сети города. Главное, чтобы транспортное средство было зарегистрировано как электромобиль, а не гибрид. А в Санкт-Петербурге и Воронеже для безвозмездной стоянки нужно получить парковочное разрешение.
Можно сделать вывод, что с учетом нынешних цен на электроэнергию и топливо, эксплуатация электромобиля куда выгодней, чем машины с ДВС. Более того, электрокары не столь требовательны в техническом обслуживании, а их владельцы имеют приятные бонусы в виде освобождения от уплаты транспортного налога и возможности бесплатной парковки.